0
0

Солнце и планеты в художественной литературе

Набор открыток "Солнце и Планеты" вы можете найти на нашем сайте в каталоге. В Екатеринбурге его можно купить в Планетарии и Музее Радио Областного Краеведческого музея, ул. Розы Люксембург, 9

Солнце. Оно всегда везде с нами, поэтому о нем я решила вам напомнить одну мистификацию - в 2002 году в СМИ появилось сообщение, что через 6 лет Солнце взорвётся (то есть превратится в сверхновую звезду). Источником информации назывался «голландский астрофизик доктор Пирс ван дер Меер (Piers van der Meer), эксперт Европейского космического агентства». В действительности в ЕКА нет сотрудника с таким именем. Более того, астрофизика с таким именем вообще не существует. Водородного топлива Солнцу хватит на несколько миллиардов лет. Солнце в принципе не может превратиться в сверхновую звезду из-за недостаточной массы.

Марс. Планета Марс фигурирует в ряде художественных произведений, в литературе, кино, музыке, видео-играх. Самое известное произведение  "Война миров"(1897) Герберта Уэлса. Интересный факт - в своём романе «Путешествия Гулливера»(1726) Джонатан Свифт упомянул о двух спутниках Марса за 150 лет до того, как они были реально открыты.

Венера. Она занимает второе место среди планет Солнечной системы после Марса по той роли, которую она играет в литературе и других жанрах искусства. В первой половине/середине XX века условия на поверхности Венеры ещё не были известны даже приблизительно. Невозможность наблюдения в оптический телескоп поверхности планеты, постоянно закрытой облаками, оставляла простор для фантазии писателей и режиссёров. Даже многие учёные того времени, исходя из общей близости основных параметров Венеры и Земли, считали, что условия на поверхности планеты должны быть достаточно близки к земным. Во второй половине XX века, когда Венеры достигли первые АМС, оказалось, что эти представления находятся в разительном несоответствии с реальностью. Как было установлено, условия на поверхности Венеры исключают не только возможность существования жизни, подобной земной, но даже представляют серьёзные затруднения для работы автоматических роботов из титана и стали.

Меркурий. Планета Меркурий фигурирует в ряде художественных произведений, в литературе, кино и мультипликации. Например, в рассказах Айзека Азимова «Хоровод» (1941) и «Ночь, которая умирает» (1956), описывается Меркурий, повёрнутый к Солнцу одной стороной. При этом во втором рассказе на этом факте строится разгадка детективного сюжета. Упоминание планеты есть в лирике Михаила Светлова - "и Меркурий плыл над нами, иностранная звезда".

Нептун. Нептун фигурирует в ряде художественных произведений, в литературе, кино и мультипликации.

По нему полосами — узоры,
Ветви, молнии, блики, круги —
Будто песни незримого хора
В январе, когда ночью — ни зги…

Елена Крюкова

Один из первый «визитов» на Нептун в научно-фантастическое литературе был описан в романе Earthborn! (1889) канадского писателя Джорджа Ханны (1867—1900), выступавшего под псевдонимом Spirito Gentil. Планета описана там в виде необитаемого кристаллического тела. В написанном в 1897 рассказе Герберта Уэллса «Звезда» в Нептун врезается прибывшая извне Солнечной системы планета-сирота, в результате чего рождается новая звезда, угрожающая Земле, а в одной из первых космических опер — романе The Struggle for Empire: A Story of the Year 2236[en] эта планета становится местом космических битв. В романе Олафа Стэплдона «Последние и первые люди», написанном в 1930 году, повествование ведётся от имени одного из последних людей, обитающего на Нептуне. У Эдмонда Гамильтона, развивавшего традиции чисто развлекательной космооперы, в эпопее «Одиссея капитана Фьючера» Нептун, названный в честь бога морей, предстаёт в виде планеты-океана, острова которого населяют серокожие гуманоиды с гибкими телами — морские пастухи и охотники. Ещё одну расу гуманоидов Гамильтон поселил в самом нептунианском океане. Cпутник Нептуна Тритон Гамильтон делает родиной самых развитых в солнечной системе инопланетян, цивилизация которых основана на управлении силовыми полями и материализации мыслеобразов. В сериале «Космический патруль» 1962 года выпуска есть эпизод «Рабы Нептуна». В нём экипаж корабля «Галасфера» (Galasphere) послан для разгадки тайны исчезновения колонистов, направляющихся на Плутон около Нептуна. При приближении к Нептуну герои — Дарт (Dart), Слим (Slim) и Хаски (Husky) попадают под гипнотическое влияние Тиро — повелителя Нептуна, который использует свою силу для обращения земных колонистов в рабов. В послевоенной фантастике, после того как становится ясно, что Нептун — заледеневший газовый гигант, фантасты, претендующие на реалистичность, уже не могли описывать Нептун, как во времена Гернсбека.

В романе Пирса Энтони 1969 года «Макроскоп», написанном на стыке астрономии и астрологии, описывается путешествие к Нептуну и использование его в качестве гигантского звездолётаТерраформированный Тритон становится местом действия одноимённого[en] романа Сюмюэля Дилэни 1976 года, романа 1989 года «A Thunder on Neptune» Гордона Эклунда, романа 1994 года «Neptune Crossing» Джеффри Карвера. В советской фантастике Сергей Снегов в рассказе 1977 года «Эксперимент профессора Брантинга» описал колонию на Нептуне как место, где человек может официально взять себе новое имя и придуманную биографию, а Ходжиакбар Шайхов в повести «В тот необычный день» делает Нептун источником бактерии, пожирающей кислород, которая чуть не стала причиной планетарной катастрофы на Земле. Опасности Нептуна описаны в повести Грегори Фили 1986 года «Neptune’s Reach». Александр Ирвин использует особенности атмосферы Нептуна, делая его местом добычи алмазов в рассказе «Shepherded by Galatea» 2003 года, а Майк Резник написал философскую повесть-рассказ «Слоны на планете Нептун», в 2001 получившую премию читателей журнала «Азимов» и номинировавшуюся на Хьюго и Небьюлу.

Уран. Планета освещается в целом ряде художественных произведений, книг, фильмов, комиксов и др. Уран в качестве места действия сюжета дебютирует через 3 года после своего открытия Уильямом Гершелем. Сатирический памфлет «Covered planet, Georgium Sidus», описывает путешествие автора на воздушном шаре из Орлеана. Поднявшись в воздух, он обнаруживает что планета гораздо ближе и меньше, нежели утверждают астрономы. Кроме того, она не вращается, так что одна её половина всегда погружена в тьму, а вторая — в свет. Уран населен жителями, состоящими как бы из двух передних частей человеческого тела, одна из которых выражает социально-приемлемую форму поведения, а вторая — истинную.

В XIX веке в художественной литературе были популярны рассуждения об обитателях Луны, и именно они рассказывают герою рассказа 1813 года Джорджа Фаулера «A flight to the Moon: or the vision of Randalthus» о «планете Гершеля». В повести Фреда Брауна «What John Smith Saw in the Moon», опубликованной в 1893 году главный герой от них же узнает о наличии на Уране развитой цивилизации и её роли в зарождении жизни в Солнечной системе. Другим популярным в фантастике конца XIX — начала XX века сюжетным ходом было построение новой модели телескопа. Герои рассказа 1881 года «A peep at the planet. Further disclosures through the telescope of Major Titus» узнают что Уран населён, но качество изображения не позволяет им узнать дополнительные подробности. Новелла 1920-х годов «The End of the World» авторства Хью Кингсмилла сообщает что обитатели планеты живут в иглу, а поверхность её напоминает Арктику. В научно-фантастическом романе Сергея Павлова «Лунная радуга» развитие сюжетной линии начинается вокруг необъяснимых драматических событий, произошедших с первыми пилотируемыми экспедициями на спутник Урана Оберон. Персонажи произведения Стенли Вейнбаума «Планета сомнений» отправляются в экспедицию на Уран, где обнаруживают, что планету населяют две разновидности необычных живых существ. Упоминается Уран в произведении Юлии Остапенко «Матильда и чужой». В повести Георгия Гуревича «Первый день творения» люди разрезают Уран для того, чтобы создать из его частей двенадцать пригодных для жизни планет. Не обойдены вниманием и некоторые из спутников планеты. Отсылка к вновь открытой планете содержится в сонете Джона Китса On First Looking into Chapman's Homer (англ.)русск., написанной в октябре 1816 года. Центральным местом повествования является Уран в фильме «Путешествие к седьмой планете», вышедшем на экраны в 1962 г. (производство США-Дания). По сюжету, главные герои оказываются в ситуации, когда некая неведомая сила берёт контроль над их разумом. В советском фильме «Гостья из будущего», вышедшем на экраны в 1984 году, главный герой Коля Герасимов хочет отправиться на Уран, но справочный автомат отказывает ему, так как необходимо разрешение академии наук.

Планета неоднократно фигурирует во вселенной Marvel, в частности, раса Вечных (англ.)русск. имеет свою колонию на Уране.

Героини манги и аниме-мультсериала «Сейлор Мун» (за исключением заглавной) названы в честь планет солнечной системы. Выбор имени воительницы Сейлор Уран (она же Харука Тэно) связывают с «мужской душой» или даже гомосексуальностью, из-за схожести с введенным в оборот Карлом Генрихом Ульрихсом термина «уранизм». Из за созвучия английского произношения названия «Uranus» (созвучного с «your anus» — «твой анус»), планета фигурирует в бесчисленном множестве каламбуров соответствующего характера. Первые известные шутки такого типа относятся к 80-м годам XIX века, и получили широкое распространение в современной англоязычной прессе и литературе, фигурируя, в частности, в романах о Гарри Поттере.

Сатурн. Сатурн стал, как и другие планеты Солнечной системы, темой некоторых научно-фантастических книг. Ещё в 1752 году Вольтер в повести «Микромегас» описал встречу на Сатурне местного жителя и гигантского существа с планеты, вращающейся вокруг Сириуса. В современной фантастике Роджер Желязны в рассказе «Песня чужого мира» описал обитателей Сатурна, как разумных пузырей, которые при помощи водородных шарльеров поддерживают высоту своего парения в области, пригодной для их жизни. Там же он высказал мнение, что планета может быть полезна Земле, как источник уникальных газов и органических соединений.

В «Дознании» из цикла «Рассказы о пилоте Пирксе» Станислава Лема кульминация сюжета разворачивается возле Сатурна, через кольца которого «взбунтовавшийся» робот направил звездолёт. Кроме того, в литературе часто упоминается его спутник Титан, в том числе потому, что он является самым крупным спутником Сатурна, имеет плотную атмосферу, а также имеет жидкость (метан) на своей поверхности. Например, в «Дьявольском интерфейсе» Альфреда Бестера метановая вода Титана включает в себя очень ценный комплекс органических соединений, нужный для Земли. В книге Курта Воннегута «Сирены Титана» главные персонажи перелетают жить на этот спутник.

Широкое внимание фантастов привлекли и кольца Сатурна. Они упоминаются в повести братьев Стругацких «Стажёры». По мнению одного из героев романа, планетолога Юрковского, кольца имеют искусственное происхождение. В повести Айзека Азимова «Путь марсиан» кольца становятся важным источником воды для марсианской колонии Земли. Сатурн является темой и для других видов творчества. В манге и аниме-мультсериале «Сейлор Мун» планету Сатурн олицетворяет девушка-воительница Сейлор Сатурн, она же Хотару Томоэ. Её атака заключается в силе разрушения, является воином смерти и перерождения. В игре Dead Space 2 действие происходит рядом с Сатурном на космической станции, которая находится на осколках Титана. Сатурн и его кольца можно увидеть в данной игре как из иллюминатора космической станции, так и в открытом космосе, выполняя поставленные задачи.

Юпитер. Юпитер нередко выступает как место действия ряда произведений, относящихся к жанру научной фантастики. Так, ещё в «Микромегасе» Вольтера (1752) главные герои по пути на Землю посещают Юпитер, где «узнали множество прелюбопытнейших тайн, которые давно уже были бы опубликованы у нас, не сочти господа инквизиторы кое-какие положения несколько сомнительными». В «Путешествия в другие миры (англ.)русск.» Джона Джекоба Астора IV (1894) — в романе описываются телефонные сети, получение солнечной энергии, авиа- и космические перелёты, в том числе, к Сатурну и Юпитеру. Упоминается планета и в других произведениях авторов XIX века, например, в «Мире чудес» Джоэла Пибади (1838). В связи с активным развитием научно-фантастического жанра в XX веке возросла и частота упоминания Юпитера, равно как и других планет, в литературе. В 1908 году было опубликовано произведение «На Юпитер через ад» (настоящий автор неизвестен). В 1922 году вышла из печати книга «Совершенный мир» Эллы Скримсур, которая стало одним из последних произведений в жанре утопии, эксплуатирующее юпитерианскую тематику. Покорению Юпитера и войне с местным разумным населением посвящены «Завоевание двух миров» Эдмонда Гамильтона (1932) и «Люди-скелеты Юпитера» Эдгара Райса Берроуза (1943). Радиационные пояса Юпитера были предугаданы и описаны в романе Бориса Красногорского и Даниила Святского «Острова эфирного океана» еще в 1914 году. При подлёте к планете героям романа встретились две зоны с мощными электромагнитными возмущениями. При этом, ближняя к планете зона имела большее напряжение поля. Несмотря на то, что природа этих зон авторами не раскрывается, вероятно, это первое описание радиационных поясов Юпитера в литературе. В произведении «Джон Картер — марсианин» Эдгара Райса Берроуза (1943), во второй повести книги («Люди-скелеты Юпитера») описаны моргоры — аборигены Юпитера, собирающиеся захватить Марс. Юпитер описан как гигантская землеподобная планета, на которой, однако, сила тяготения меньше, чем на Марсе, из-за центробежной силы. Густая атмосфера препятствует проникновению на поверхность солнечного света, и планета освещена гигантскими вулканами. В романе «Город» Клиффорда Саймака (1952) часть действия романа в далёком будущем происходит на Юпитере, где существует своеобразная разумная жизнь. В 1942 году вышло юмористическое произведение в жанре научной фантастики «Непреднамеренная победа (англ.)русск.» Айзека Азимова, в котором земные колонисты с Ганимеда пытаются установить контакт с юпитерианцами. Вторая половина XX века отмечена рядом новых научно-фантастических произведений, в которых в той или иной роли фигурирует Юпитер. Например, «Покупаем Юпитер (англ.)русск.» Айзека Азимова (1958) — по сюжету инопланетяне покупают Юпитер, чтобы превратить его в гигантский билборд, рекламирующий их продукцию пролетающим мимо космонавтам; «Встреча с медузой (англ.)русск.» Артура Кларка (1972) — в глубинах юпитерианской атмосферы развиваются необычные формы жизни. В книге «Кража Юпитера (англ.)русск.» Дональда Моффита (англ.)русск. (1977) — совместная американо-китайская миссия к Юпитеру сталкивается с инопланетными космическими аппаратами, движущимися к Земле из системы звезды Лебедь X-1«Путешествие на Юпитер» (англ.)русск. Хью Уолтерса (англ.)русск. (1965) — действие разворачивается во время первой экспедиции космонавтов к Юпитеру.

В период с 1983 по 2001 гг. свет увидела целая серия под названием «Биография космического тирана (англ.)русск.» (автор — Пирс Энтони), действие в которой разворачивается на Юпитере. В романе «The Cassini Division» Кена Маклеода (1998), произведении из цикла «Fall Revolution», Юпитер, а также некоторые другие планеты превращены последователями трансгуманизма в места обитания постлюдей. Согласно сюжету романа «Юпитер (англ.)русск.» Бена Бовы (2000), в глубины атмосферы Юпитера отправляется экспедиция в поисках разумной жизни. В повести «Путь на Амальтею» Аркадия и Бориса Стругацких (1959) в результате аварии у космического корабля рядом с Юпитером отключается двигатель, и он «падает» внутрь планеты, но перед тем, как давление раздавит корабль, экипажу удаётся восстановить работу двигателя и вырваться из глубин Юпитера. Планета представляет собой настоящее «кладбище миров», поглотившее множество небесных тел. Фигурирует Юпитер и в романе «2001: Космическая одиссея» Артура Кларка, написанном в 1968 году на основании сценария одноимённого фильма Стенли Кубрика, а также в рассказе «Зовите меня Джо» Пола Андерсона (1957). В ещё одном произведении последнего, «Кентавры Юпитера», планета оказывается населена разумными, хотя и стоящими на низкой ступени развития, племенами, а также множеством животных. В XXI веке вышли в свет новые литературные произведения, действие которых в основном или частично разворачивается на самой большой планете Солнечной системы. Так, в трилогии «Золотой век (англ.)русск.» Джона Райта (2002—2003)Юпитер превратился во второе, миниатюрное, Солнце. Ганимед и другие спутники Юпитера захвачены промышленником по имени Ганнис, который заселил их своими клонами. В первой книге из одноимённой трилогии, «Larklight» (автор — Филип Рив (англ.)русск., 2006) спутники Юпитера заселены и превращены в отдалённые владения Земной Империи. Ещё одна книга — «Дар Юпитера» Тимоти Зана (2002) — на Юпитере, в его атмосфере, обитают разумные существа. На Юпитер отправляется экспедиция с целью найти космический корабль, на котором эти существа когда-то прилетели на планету-гигант из другой звёздной системы. Корабль нужен для того, чтобы открыть путь к другим звёздам и спасти таким образом человечество от перенаселения. В рассказе «Шпион на Европе» (англ. A Spy in Europa) Аластера Рейнольдса действие происходит в океанах Европы.

Плутон. В американской журнальной фантастике 1930-х годов он был более популярной планетой, чем ближайший к нему Нептун, что связано с тем, что он вызывал интерес как новооткрытая планета. Первым стал опубликованный в 1931 году в журнале Wonder Stories роман «В глубинах Плутона» (англ. «Into Plutonian Depths») автором которого был Стэнтон А. Кобленц (англ.)русск.

Частично на Плутоне происходит действие повести Стенли Вейнбаума в жанре космическая опера «Рыжая Пери» (англ. The Red Peri, 1935), главный герой которой — космический пират на секретной базе на Плутоне. Плутон становится местом действия и в романе Клиффорда Саймака «Космические инженеры» (1939). Плутон стал и частью мифологии Лавкрафта. В рассказе «Шепчущий во тьме» (1931) и прочих книгах из серии о мифах Ктулху, эта планета упоминается как Юггот, база цивилизации Ми-Го, прибывшей из неизвестных глубин космоса.

В романе Хайнлайна «Имею скафандр — готов путешествовать» (1958) на Плутоне расположена база инопланетных захватчиков. В романе «Icehenge» (ледяной хенджКим Стэнли Робинсон (1985) — на северном полюсе Плутона обнаружен таинственный памятник. А в более раннем рассказе Клиффорда Саймака «Строительная площадка» («Construction Shack», 1973) и сам Плутон оказывается артефактом. В романе «Кольцо Харона» Роджера Макбрайда Аллена (1990) — в результате научного эксперимента ученых на Плутоне Земля исчезает в неизвестном направлении. И. А. Ефремов в «Туманности Андромеды» (1958) упоминает Плутон как планету, захваченную Солнцем у другой звёздной системы. Он описывается как совершенно чуждый всему земному мир, покрытый толстым метаново-водяным ледником, высокими ледяными скалами, густой неоновой атмосферой. Также на планете были найдены следы невероятно древней цивилизации (сюжет книги касается этого лишь вскользь).

Земля. Как место начала действия почти всех произведений. Обзор подготовила Октябрина Вишневая. Он не полон из-за технических возможностей данной страницы.